Москва, Дубнинская 83, стр. 2
Ежедневно с 9:00 до 21:00
Схема системы охлаждения двигателя

Схема системы охлаждения двигателя

Система охлаждения (СО) выполняет отведение тепла от мотора автомобиля. Это необходимо для нормальной работы деталей двигателя и поддержания в нем оптимальной температуры при различных нагрузках и условиях окружающей среды.

Также эта система:

  • нагревает воздух, циркулирующий в системах отопления и вентилирования;
  • охлаждает смазочное масло;
  • охлаждает переработанные газы в EGR;
  • охлаждает воздух в турбонаддуве;
  • охлаждает жидкость в автоматической КП.

Устройство системы охлаждения двигателя

СО моторов авто классифицируются следующим образом:

  • воздушные;
  • жидкостные (использующие антифризы);
  • гибридные.

Воздушная СО предназначена для удаления избыточного тепла от цилиндров и стенок камер воздушными потоками. Движение воздуха создается принудительно с помощью вентиляторов, которые могут работать как самостоятельно, так и в комбинации с маховиком. При этом воздух может выдуваться или всасываться.

Жидкостные системы охлаждения используют промежуточный теплоноситель, который может быть как антифризом, так и водой. Антифриз эффективно охлаждает внутренние поверхности блока цилиндров. В СО этого типа воздух снова выполняет функцию теплопередающего агента, поэтому эти системы иногда называют гибридными.

Как работает система охлаждения двигателя

СО нужна для активного охлаждения цилиндров двигателя и передачи тепла в окружающую среду. Она необходима всем автомобилям, потому что компоненты двигателя, контактирующие с высокотемпературными газами, сильно перегреваются во время работы. Если не выполнять охлаждение внутренних элементов мотора, это может привести к перегреву, в результате которого произойдет сгорание смазочного слоя между деталями, а также заклинивание движущихся частей из-за их чрезмерного расширения.

Принцип работы системы охлаждения

В данной системе имеются два контура, по которым движется жидкость.

К большому контуру относятся:

  • насос для жидкости;
  • термостат;
  • рубашка двигателя;
  • радиаторы.

Малый контур состоит из рубашки мотора, насоса и термостата. Радиатор отопителя салона также может быть частью этого контура. Регулировка объема циркулирующей жидкости между малым и большим контурами выполняется с помощью термостата.

Малый контур создан для ускоренного достижения двигателем оптимального теплового режима. Здесь антифриз не подвергается охлаждению, так как не пропускается сквозь радиатор. Как только он нагревается до требуемой температуры, термостат срабатывает, и охлаждающая жидкость подается в радиатор, где она остужается за счет сильного потока воздуха, попадающего внутрь во время движения машины. В случае остановки автомобиля воздух подается принудительно вентилятором.

По мере нарастания температуры жидкости, термостат открывается сильнее, что приводит к более интенсивному охлаждению радиатора. Именно так осуществляется поддержание необходимой температуры двигателя в диапазоне 85-90 °C.

Какого типа насос применяют для принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения

Для работы жидкостной СО нужно обеспечить постоянное движение антифриза. Это выполняется водяным насосом или помпой.

Правильная работа водяного насоса критически важна для эффективности охлаждения двигателя. Если насос не функционирует должным образом, это может привести к перегреву двигателя, а в крайних случаях – к его выходу из строя. Поэтому регулярная проверка состояния насоса и уровня антифриза является неотъемлемой частью профилактического обслуживания автомобиля.

Из чего состоит система охлаждения двигателя

В основе этой системы лежат несколько важных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию.

В СО двигателей внутреннего сгорания входят:

  • один или несколько радиаторов;
  • расширительный бачек;
  • термостат;
  • насос;
  • датчик температуры;
  • вентилятор;
  • теплообменник отопителя;
  • соединительные шланги и патрубки.

Надежность и эффективность системы охлаждения непосредственно влияют на производительность автомобиля, поэтому правильное обслуживание и мониторинг ее состояния имеют большое значение. Поддержание этой системы в хорошем состоянии — залог долговечности и надежности автомобиля в любых условиях эксплуатации.