Чтобы автомобиль двигался, необходимо, чтобы все системы работали слаженно. У каждой из них своя функция. Двигатель преобразует энергию топлива в механическую энергию для движения автомобиля, трансмиссия передает мощность от двигателя к колесам, подвеска обеспечивает комфорт и управляемость машины. А в этой статье мы поговорим о ГРМ, что это такое, какие функции выполняет этот механизм.
Если не следить за состоянием газораспределительного механизма (ГРМ) автомобиля, то могут возникнуть серьезные проблемы: потеря мощности двигателя, повреждение клапанов, износ ремня. Важно регулярно проверять состояние ГРМ и своевременно менять детали, следуя рекомендациям производителя авто.
Что такое ГРМ в автомобиле и его назначение
ГРМ — это газораспределительный механизм. Данная система управляет открытием и закрытием клапанов двигателя. Она состоит из распределительного вала, коленчатого вала, клапанов, толкателей, пружин, а также других компонентов. Назначение ГРМ — обеспечение правильного смешивания топлива и воздуха в цилиндрах двигателя. Тогда мотор работает эффективно, без перерасходов.
Особенно пристальное внимание нужно уделять ремню (или цепи) ГРМ. Если он порвется, клапаны могут столкнуться с поршнями, что приведет к их повреждению. Это может потребовать дорогостоящего ремонта двигателя. Также из-за износа системы машина начинает производить больше вредных выбросов, что негативно сказывается на окружающей среде.
Состав системы ГРМ
Итак, из чего состоит ГРМ:
- Распредвал — управляет открытием и закрытием клапанов.
- Клапаны — открываются и закрываются для управления потоком воздуха и топлива в двигатель, а также из него.
- Толкатели — передают движение от распредвала к коромыслам.
- Коромысла — управляют открытием/закрытием клапанов.
- Ремень ГРМ (или цепь) — соединяет коленчатый вал с распредвалом, а также синхронизирует их вращение.
- Натяжитель ремня ГРМ — поддерживает его правильное натяжение.
- Направляющие ролики — помогают ремню ГРМ двигаться плавно.
Кроме того, в системе есть насос, подающий в нее масло под давлением, и фильтр, удаляющий загрязнения из масла. Наконец, есть датчик положения коленчатого вала и датчик положения распределительного вала, подающие соответствующую информацию в блок управления двигателем.
Механизм газораспределения в ГРМ
Основными элементами механизма газораспределения являются распределительный вал, клапаны, толкатели, коромысла и пружины. Распределительный вал приводится в движение от коленчатого вала через зубчатый ремень (или цепь). Он вращается с определенной скоростью, которая зависит от числа оборотов коленчатого вала.
Распределительный вал управляет открытием/закрытием клапанов. Клапаны находятся в головке блока цилиндров — они служат для подачи топлива в цилиндры и выпуска отработавших газов. Толкатели передают усилие от распределительного вала к коромыслам, открывающих (или закрывающих) клапаны. Пружины возвращают клапаны в первоначальное положение после их открытия.
Таким образом, система обеспечивает синхронизацию работы клапанов с тактами работы двигателя.
Виды ГРМ и их применение
Мы уже рассказали про ГРМ, что это и зачем. Важно также знать, что есть разные типы таких механизмов. Самый популярный — это клапанный, который мы и рассмотрели выше. Его преимущества: простота конструкции, надежность, низкая стоимость.
Существует роторный механизм, который обычно используется в двигателях Ванкеля, известных своей высокой удельной мощностью, а также компактностью. Кулачковые же ГРМ применяют там, где важна высокая точность и эффективность. Гидравлический механизм чаще используются в тяжелой технике, электромагнитный — в системах впрыска топлива, где требуется точное управление потоком топлива.
Есть и пневматический механизм, применяемый там, где электричество или гидравлика недоступны или нежелательны.
Перевод термина «ГРМ» и ось коромысел
ГРМ — что это такое в машине? Этот термин переводится как «газораспределительный механизм». Название системы напрямую связано с ее функцией — она отвечает за своевременный впуск топливно-воздушной смеси в цилиндры, а также выпуск отработавших газов в двигателе внутреннего сгорания.
Ось коромысел в системе ГРМ играет важную роль. Она соединяет два клапана (впускной и выпускной) и обеспечивает их синхронное движение. Благодаря этому, клапаны открываются или закрываются в нужный момент, обеспечивая правильную работу двигателя. Поломка оси коромысел часто приводит к выходу двигателя из строя, так как без передачи усилия от распределительного вала к клапанам они не могут правильно функционировать.